Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного учреждения:
- обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников;
- является содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.
Композиционное построение РППС
1.Спокойная зона
2. Активная зона
3. Деловая зона
Комплексно-тематическая модель
• наличие ведущей темы дня, недели, месяца;
• связь с окружающей действительностью;
• мотивированность образовательного процесса;
• системность и культуросообразность образовательного процесса;
• проживание ребёнком темы в разных видах детской деятельности.
Предметно-средовая модель
• наличие дидактического материала, действие с которым автоматически развивает ребёнка;
• ненавязчивая позиция взрослого;
• поддержка детской активности;
• свободный выбор предметного материала;
• ориентация на возраст;
• самостоятельная деятельность детей;
• разнообразие видов детской деятельности.
Музыкальный зал-отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, не раздражающее цветовое решение интерьера. Крупные, малоподвижные предметы обстановки окрашены в спокойные тона. Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач.
Оборудование, представленное в музыкальном зале, имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Всё пространство предметно пространственной среды музыкального зала безопасно для физического здоровья и отвечает требованиям СанПиН , соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов, подвергаются гигиенической обработке. Все элементы предметно- пространственной среды музыкального зала соответствуют требованиям по обеспечению надёжности, исправности и безопасности их использования.
Все технические средства обучения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Технические средства обучения используются в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы. Атрибуты, игрушки соответствуют возрастным особенностям детей. Предметно- пространственная среда музыкального зала ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства. Среда не провоцирует на агрессивные действия, проявление жестокости. Эстетическое оформление среды, позитивные, доброжелательные интонации музыкального руководителя способствуют поддержанию атмосферы доверия среди детей и взрослых, обеспечивает эмоциональное благополучие детей.
Предметно- пространственная среда музыкального зала обеспечивает двигательную активность детей, и, в связи с этим музыкальный руководитель формирует у детей, начиная с раннего возраста навыки безопасного поведения в подвижных играх, ритмических и танцевальных композициях, ориентацию в пространстве музыкального зала. При использовании атрибутов для танца- лент, цветов, листьев, дети располагаются на расстоянии друг от друга: вижу, не задеваю. Используется специальная, удобная, обувь для музыкального зала- чешки.
В музыкальном зале вместе с детьми находится музыкальный руководитель и воспитатель, а также при необходимости помощник воспитателя, что обеспечивает функции присмотра за каждым ребёнком, обеспечивает комфорт и безопасность детей.
Развивающая предметно- пространственная среда музыкального зала соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, особенностям детского восприятия- всё что есть в музыкальном зале в свободном доступе для ребёнка; от простого к более сложному. Например, атрибуты для танца, для игры, для сценки. Образовательное пространство оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Среда обеспечивает: игровую, познавательную, творческую, двигательную активность всех воспитанников, от раннего возраста и до старшего возраста- участие в праздниках и досуговой деятельности. Пособия добротные, эстетически привлекательные, простые в обращении.
Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения индивидуальных занятий и занятий с подгруппой детей, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Также в кабинете проводятся консуьтации для родителей (законных предствителей) воспитанников.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Логопедический кабинет дошкольного учреждения имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на планшетах (стендах): в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована доской, мольбертом, учебными пеналами, детскими столами.
В «Волгарике» создан и успешно функционирует детский исследовательский центр «Почемучка», который занимается изучением основ естественнонаучного образования дошкольников.
В детском саду разработан курс по ознакомлению дошкольников со свойствами времени, издано пособие «Путешествия во времени». Ребята изучают астрономическое, доисторическое и историческое время. Сложные для восприятия термины дети постигают через моделирование и игру.
В сенсорной комнате организуется работа по сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья детей с помощью мультисенсорной среды, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В комнате имеется центр воды и песка, настенные игровые панели, стол световой для рисования песком, интерактивная песочница, детские кресло-мешки, сухой бассейн, сухой дождь, сенсорный уголок с воздушно-пузырьковыми колоннами и другое оборудование для создания благоприятной атмосферы по коррекции эмоционального фона и психологического здоровья детей.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека располагается в методическом кабинете. Представлена необходимыми методическими дидактическими и наглядными пособиями в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования.
Наличие оборудованных объектов спорта
При создании развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: физического развития и подготовленности личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Спортивное оборудование скомплектовано в соответствии с разными видами движений, подвижных и спортивных игр.
Для ходьбы, бега, равновесия : кубы ,кегли, коврик массажный, скамейка гимнастическая, дорожка-змейка (канат), доска с ребристой поверхностью, обручи, мешочки с грузом.
Для прыжков: обручи, палки, мат, скакалка короткая, скакалка длинная, мячи набивные, косички, кирпичики, полоски из линолеума. Комплект сборно–разборной полосы препятствий,
Для катания, бросания, ловли, метания : кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочек с грузом малый, мишень навесная, мяч утяжеленный (набивной), мячи разных размеров, баскетбольное кольцо, обручи, фитболы ( мячи большого размера)
Для ползания и лазанья: дуга большая, дуга малая, верёвка, лабиринт игровой, стенка гимнастическая деревянная,комплект сборно–разборной полосы препятствий.
Для общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, ленточки, обручи, массажные мячики, мячи, косички.
Для подвижных игр: Используем эмблемы для обозначения ролей в подвижных играх, карточки - схемы ОРУ, полосы препятствий, схемы для выполнения круговой тренировки.
Наличие разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники.
В бассейне организуется оздоровительная и коррекционная работа для воспитанников дошкольного учреждения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Занятия плаванием в бассейне позволяют решать не только образовательные и воспитательные задачи (научить детей плавать, развить умение вести себя в воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам), но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма и укрепление здоровья.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
-учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-сотворчество педагога и обучающегося;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой ДОУ.
Для оптимизации образовательного процесса в детском саду имеются компьютеры с доступом в Интернет, официальный сайт ДОУ в сети Интернет, мультимедийный проектор и экран, музыкальные центры, ноутбуки и др.
Созданная в детском саду система работы по ИКТ-поддержке образовательного процесса помогает успешно решать следующие задачи:
- Подбор иллюстративного и познавательного материала к занятиям, для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
- Оформление групповой документации, отчетов.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint, Publisher
Грамотное использование информационных систем способствует повышению эффективности образовательной деятельности с детьми, интерактивному освещению работы детского сада при проведении родительских собраний, встреч с общественностью, партнёрами и коллегами.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ .
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в МБДОУ: пандусы, поручни внутри группы и при входе в музыкальный зал, напольные метки, тактильная табличка со шрифтом Брайля при входе в ДОО, контрастная маркировка на дверях для слабовидящих.
В детском саду присутствуют приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения, специализированное оборудование для передвижения и занятий (вертикализаторы, ходунки, коляски, стулья ортопедические и т.д.).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное учреждение оборудовано специальными техническими средствами обучения для индивидуального использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- Интерактивная сенсорная панель "OLODIM" (используется для проведения коррекционно-развивающих занятий; оснащена современным программным обеспечением, в которое входят методическое обеспечение, игры и игровые упражения, приложения);
- Интерактивный комплекс для логопеда "Аrtikme" (для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии; в зеркале заложены разнообразные инструменты для развития эмоциональной сферы и формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, рефлексировать);
- Интерактивная песочница (предназначена для полноценного и разностороннего развития детей; оснащена современным обобрудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности).